Постояннодействующий очно-заочный конкурс «ПОДСОЛНУХ»
по изучению правил дорожного движения и правил поведения при чрезвычайных ситуациях
|
Конкурс проводится для учащихся 5-10 классов школ Балтасинского муниципального района РТ
Начало действия проекта 15 октября 2006 года. Автор проекта - Зарипов Рафхат Шакурович
Начало действия проекта 15 октября 2006 года. Автор проекта - Зарипов Рафхат Шакурович
Девиз конкурса: “Подсолнух всегда смотрит на солнце. Мы смотрим на светлое будущее. Жизнь каждому дается только один раз. Береги свою жизнь и жизнь окружающих!” |
9-10 сыйныф укучылары өчен биремнәренең җавап үрнәкләре
БЕРЕНЧЕ ПАКЕТ
Примерные ответы на задания 9-10 классов
ПЕРВЫЙ ПАКЕТ
Биредә укучылар җибәргән җаваплардан кайбер үрнәкләр бирелә. Бу җаваплар әле тулы аңлатмалар белән бирелгән дип булмый. Алар җаваплардан өзекләр генә.
Здесь предлагается выдержки из ответов некоторых команд. Их еще недостаточно считать полными ответами с комментарием.
ИКЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ВТОРОГО ПАКЕТА здесь
ӨЧЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ТРЕТЬЕГО ПАКЕТА здесь
ДҮTЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ЧЕТВЕРТОГО ПАКЕТА здесь
Вопрос №1: Дать характеристику дороге, дорожным знакам, движущимся транспортам, которые показаны на рисунке. Каким правилам необходимо строго придерживаться в таких условиях?
Сорау №1: Рәсемдә күрсәтелгән юлга һәм андагы тамгаларга, хәрәкәт итүче транспортларга тулы характеристика бирегез. Мондый юлда нинди кагыйдәләргә аеруча игътибарлы булырга кирәк?
На рисунке мы видим дорогу с двусто- ронним движением, которая имеет 4 полосы сы для движения, разделенные горизон- тальной разметкой. На таких дорогах запрещается выезжать на встречную полосу. Она разделена дву- мя сплошными линиями. Знак ограничивает скорость движения На левой полосе до 50 км. Здесь нельзя ехать со скоростью, меньше 50 км. Это полоса используется для скоростных автомашин и для обгона, объезда, разворота, поворота налево. Транспортные средства, со скоростью меньше 50 км должны ехать по правой полосе.
Вопрос №2: Дать полную характеристику перекреску, дорожным знакам, движущимся транспортам, которые показаны на рисунке. Какие правила необходимо строго выполнять в таких условиях?
Сорау №2: Рәсемдә күрсәтелгән чатка һәм андагы тамгаларга, хәрәкәт итүче транспортларга тулы характеристика бирегез. Мондый чатта нинди кагыйдәләргә аеруча игътибарлы булырга кирәк?
На рисунке видим перекресток. На- ша машина въезжает на перекресток по правой полосе движения, намеревая повернуть направо. Ехать прямо и повер- нуть налево здесь нельзя. Это указывает предписывающий знак А другой знак указывает, что после поворота правая полоса предназначена для маршрутных транспортных средств. Нельзя ехать по этой полосе, поэтому мы должны повернуть по маршруту только Б. Мы должны повернуть направо ближе к правому краю проезжей части, поэтому нельзя повернуть по А. Легковая машина которая едет прямо должна ехать по левой полосе, она не нарушает правила. Но она должна уступать дорогу нам.
Вопрос №3: В каком порядке должны двигаться транспортные средства на этом перекрестке? Как могут двигаться здесь пешеходы? Дайте пояснения дорожным знакам, указанным на рисунке.
Сорау №3: Бу урам чатында күрсәтелгән транспортлар нинди тәртиптә хәрәкәт итәргә тиеш? Бу чатта җәяүлеләр ничек хәрәкәт итәргә мөмкин? Биредә күрсәтелгән юл тамгаларына аңлатма бирегез.
Здесь мы видим Т образный перекрес- ток. На перекрестке 3 светофора, один из них с дополнительной секцией.Мы едем по дороге с двумя полосами для движения, а впереди дорога с четырь- мя полосами. Светофор нам запрещает движение прямо, разрешает поворот направо. Но при этом надо уступить дорогу автобусу. При движении в направлении стрелки, одновременно с красным сигналом светофора, мы обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Пешеходы должны переходить дорогу по сигналу светофора, при поворотах мы обязаны им уступить.
Вопрос №4: Дайте пояснение данной дороге. Как могут двигаться транспортные средства и пешеходы на данном участке дороги?
Сорау №4: Рәсемдә күрсәтелгән юлга аңлатма бирегез. Монда транспортлар һәм җәяүлеләр ничек хәрәкәт итәргә тиеш?
На рисунке мы видим дорогу с разде- лительной полосой , где 4 полосы дви- жения . Разделительная полоса- это конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проез- жие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов ( п. 1.2 ). На рисунке пешеходы стоят на этой полосе. Машина № 2 едет по правой полосе, мы на машине №1 по левой полосе, придерживаясь сигналам светофора. Пешеходы должны переходить улицу по пешеходной дорожке по сигналу светофора.
Вопрос №5: Разъсните силы, указанные на рисунке. Какое значение имеют эти силы при движении?
Сорау №5: Рәсемдә күрсәтелгән көчләрне аңлатып бирегез. Бу көчләр нинди әһәмияткә ия?
На рисунке транспортное средство дви- жется по наклонной плоскости при этом наклон перпендикулярен направлению движения. Если совпали бы направле- ние наклона и направления движения увеличилась бы скорость движения, если противоположно-уменьшилась. Здесь сумма всех сил, действующих на ТС определяет ТС может ли ехать по такому наклону. Огромную роль играет центр тяжести А Он расположен по высоте h, чем ниже тем чучше, гравитационная сила G направляется перпендикулярно вниз. И здесь проекция этой силы на плоскость движения показывает скатывающую (в данном случае опрокидывающую) силу Рск. Сила Рск увеличивается при увеличении массы и градуса наклона. Поэтому груженому автомобилю опасно ездить по наклону. Характерную роль играет и сила трения колес Р тр. Если она маленькая, то машина скользит по наклону.Силы F 1 и F 2 показывают давление на правые и левые колеса. F 1 < F 2 . Это связано с градусом наклона. Будто масса пермещается на правые колеса. Если Р тр и G большая и центр тяжести выше машина опрокидывается, М оп. Такое явление часто наблюдается и на поворотах при большой скорости. Водители все это должны учитывать и уменшить скорость при данных остоятельствах.
Вопрос №6: Анализируйте права и действия водителей транспорта, показанных на рисунке. Какие права имеет мотоциклист?
Сорау №6: Биредә күрсәтелгән транспорт йөртүчеләрнең хокукларын һәм гамәлләрен анализлагыз. Мотоцикл йөртүчеләр нинди хокукларга ия?
Здесь мы видим участок дороги с многополосным движением. Тут три полосы в одном направ- лении. Водителям надо быть внимательными при перестро- ении с одной полосы на другую. На каждой полосе надо ехать по одному ряду. При этом мо- тоциклам, с учетом их габаритов , не запрещено движение по по- лосе в два ряда. При перстрое- нии с правой полосы на левую мы обязаны уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения по левой полосе. При одновременном перестроении преимущество остается за нами.( п 8.4).
Вопрос №7: Дайте разъяснение к данной ситуации. Дайте разъяснение дороге и дорожным разметкам
Сорау №7: Биредә күрсәтелгән ситуациягә аңлатма бирегез. Юлга һәм юлдагы тамга-сызыкларга аңлатма бирегез
На рисунке вид дороги из кабины автомобиля. Водитель правильно держит руль. На дороге две полосы движения, разделена сплошной разметкой. Здесь нам нельзя обго- нять красный автомобиль. Сзади едут две машины : синяя сзади и желтая справа. При перестроении им надо обратить внимание. на обстановку...... (ответ не полный!)
Вопрос №8: Расскажите о деятельности службы ГИБДД Балтасинского района. Кто и какую службу выполняет из этих работников?.
Сорау №8: Балтач районында күрсәтелә торган ЮХИДИ хезмәтенә аңлатма бирегез. Анда кемнәр нинди хезмәтләр башкара? .
Служба ГИБДД регулирует, контролирует движение на дорогах. А также проводит техосмотры ТС и следит за их техническим состоянием. Сотрудники ГИБДД проводят беседы с населением по профилактике нарушений правил дорожного дви- жения, предотвращают дорожно- транспортные происшествия. Недавно у нас был начальник ГИБДД Балтасинского района Шафигуллин Фаргат Талгатович, провел очень интересную беседу с родителями. Техосмотр ТС средств у нас проводит Васил Вагизович, все водители тщательно готовят машины на техосмотр. Техническое состояние ТС может проверять любой сотрудник ГИБДД и участковый инспектор. По району проходят дороги республиканского и федерального назначения. Наши сотрудники делают огромную работу по регулированию движения на этих дорогах, при авариях выясняют причины, оказывают помощь. ГИБДД также контролирует перевозку грузов. Они могут остановить любой транспорт на своей территории. У нас граница с Кировской областью. Справа реки Шошмы стоят Кировские сотрудники, слева наши. Много аварий бывают из-за превышения скорости и сотрудники часто измеряют Радаром скорость автомобиля, и наказывают при превышении скорости. Проводят наши инспектора различные мероприятия, конкурсы, недели, декады. Подсолнух один из таких конкурсов, которого мы очень любим. Побольше было бы таких конкурсов, мероприятий, поменьше аварий на дорогах и протоколов, составленных при нарушениях. Соблюдая правила дорожного движения мы заботимся о здоровье всех участников движения. А здоровье – самое дорогое для человека!
Вопрос №9: Какую работу выполняет работник ГИБДД, показанный на рисунке. Чем он пользуется? Какое значение имеет такая служба?
Сорау №9: Биредә ЮХИДИ хезмәткәре нинди эш башкара? Нинди җайланмалардан файдалана? Мондый хезмәтнең нинди әһәмияте бар?
Сотрудник ГИБДД на данном рисунке измеряет скорость автомобиля радаром и снимает на видеокамеру участников дорожного движения. Надо соблюдать скорость для безопасности участников, много аварий происходят из-за превышения скорости. А видеонаблюдение широко используется в контролировании дорожного движения . Есть в Казани, установленные видеокамеры, есть передвижные, которые в любое время суток засекают нарушения, снимают их и отправляют фотографии по назначению.
Вопрос №10: Каких видов ремней безопасности для детей и взрослых знаете? Какое значение имеет пользование такими ремнями?
Сорау №10: Балалар һәм зурлар өчен куркынычсызлык каешларының нинди төрләрен беләсез. Бу каешларны куллануның әһәмияте нәрсәдә?
Ремни безопасности используются во всех машинах. Они охраняют пассажиров при резких торможениях, при авариях, во время столкновения и опрокидывании. Во время езды их обязательно надо застегивать. Особенно опасны передние сиденья, поэтому Нельзя детям до 12 лет нельзя садиться вперед. А детям младше 12 лет предусмотрено специальное сиденье и ремни. В школьных автобусах все сиденья должны быть оборудованы ремнями безопасности и обязательно должны их застегивать.
Вопрос №11: Дайте объяснение по рисунку. Опасно ли это? Что необходимо делать, чтобы не случилось такое?
Сорау №11: Бу рәсемгә аңлатма бирегез. Бу куркынычмы? Мондый хәл килеп чыкмасын өчен нишләргә кирәк?
На рисунке мы видим , как две девочки на резиновой надувной лодке (может на надувном матраце!) отплыли от берега. На лодке (на матраце тем ьолее) нельзя плыть далеко от берега, надо сохранять равновесие, нельзя стоять на ногах. Девочки не соблюдали эти правила. Она из них встала и потеряла равновесие и падает в воду. Другая тоже кое- как держится на край лодки. Им надо спокойно держаться на края лодки с противоположных сторон и медленно взобраться в лодку.
Вопрос №12: Что хотел объяснить художник через этот рисунок?
Сорау №12: Художник бу рәсем аша нәрсәләр аңлатырга тели?
В горных местностях часто происходят удары молнии. На ри- сунке художник нарисовал как сделать молниеотвод палатке.Удар молнии очень опасно человеку. Во время грозы надо находиться подальше от одиноких деревьев, нельзя находиться в воде, нельзя стоять в открытой местности . Если гроза настигла в открытой местности надо ложиться на землю. Безопасный вариант установки палатки. Установите палатку на расстоянии не менее 2 метров от ствола дерева и его веток, дополнительно закрепите палатку, накройте её водонепроницаемой пленкой, металлические предметы разместите на расстоянии не менее10-15 метров от палатки. Плотно закройте все отверстия, в том числе вход, наденьте сухую одежду и лягте. В грозоопасной местности конек палатки можно вплести медную ленту и заземлить её с помощью вбитого в землю металлического стержня.
Вопрос №13: Отчего может случиться такое? Какие правила необходимо выполнять при таких ситуациях?
Сорау №13: Бу очрак нилектән килеп чыккан булырга мөмкин? Мондый хәл килеп чыкканда нинди кагыйдәләрне үтәргә кирәк?
Здесь наблюдаем сильный взрыв автомашин. Он может произойти при столкновении машин, или столкновение с машиной, перевозя- щей ГСМ. В таких машинах бывают специальные знаки. При утечке газа может взорваться газовый баллон. При пожаре в машине сообщить водителю о пожаре. После остановки машины без пани- ки и давки покиньте салон и отой- дите на безопасное расстояние. В случае заклинивания дверей покиньте салон через специальные люки, оконные проёмы, прогоны. Окажите помощь детям, старикам, пострадавшим, транспортируйте их безопасную зону. Постарайтесь погасить огонь, вызвать пожарных и спасателей. Не допускайте распространения огня на близлежащие объекты.
Вопрос №14: Какие опасности могут быть для детей на рынках? Как защищаться от таких опасностей?
Сорау №14: Балалар өчен базарда нинди куркыныч хәлләр булырга мөмкин? Алардан ничек сакланырга?
Рынок – любимое место « работы » воров-карманников. 66 % карманных краж происходят на рынках. Чтобы избегать кражи, воровства надо: -не оставлять ценные вещи без присмотра - не доставать деньги при людях и хвастаться деньгами - девушкам нести сумку с деньгами перед собой - не носить деньги в заднем кармане брюк - быть внимательным, если толкают в толпе - избегать рукопожатия с незнакомыми. Будьте внимательны.
Вопрос №15: Что можете сказать о вреде наркомании? Какие мероприятия проводится в республике и в стране целом против наркомании?
Сорау №15: Наркоманиянең зыяны турында нәрсәләр әйтә аласыз? Бу афәтне киметү буенча ил күләмендә һәм республикада нинди чаралар үткәрелә?
Наркомания- это : -высокая смертность - психозы, слабодушие, распад личности, неспособность к работе, к учебе -преступность; - глубокая болезнь, резкое ограничение свободы, снижение перспектив и возможностей, опустошение и деградация личности; -вырождение и вымирание. Жизнь наркомана – это сплошной кошмар, а 35 лет – это закат жизни. Чрезвычайную опасность употребление наркотиков представляет для школьников . молодой организм очень быстро пропадает в наркотическую зависимость, развивается патологическое, болезненное влечение к наркотикам. В худшую сторону изменяется характер, подрывается здоровье, слабеет и пропадает воля. Наркоманом может стать двоечник и дебошир, круглый отличник и тихоня. Через года употребления наркотиков подростки превращаются в дебилов. По всей стране идет борьба с наркоманией, ведутся профилактические работы. Бесплатно лечат наркозависимых, проводятся тестирования на наркотиков, ужесточены наказания за преступления, связанные с наркотиками. Весь мир борется с наркоманией, но не удается победить, потому что там крутятся большие деньги. Кто-то наживает на чужом горе. Надо подальше держаться от наркотиков.
БЕРЕНЧЕ ПАКЕТ
Примерные ответы на задания 9-10 классов
ПЕРВЫЙ ПАКЕТ
Биредә укучылар җибәргән җаваплардан кайбер үрнәкләр бирелә. Бу җаваплар әле тулы аңлатмалар белән бирелгән дип булмый. Алар җаваплардан өзекләр генә.
Здесь предлагается выдержки из ответов некоторых команд. Их еще недостаточно считать полными ответами с комментарием.
ИКЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ВТОРОГО ПАКЕТА здесь
ӨЧЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ТРЕТЬЕГО ПАКЕТА здесь
ДҮTЕНЧЕ ПАКЕТ биремнәренә җаваплар биредә
Ответы заданий ЧЕТВЕРТОГО ПАКЕТА здесь
Вопрос №1: Дать характеристику дороге, дорожным знакам, движущимся транспортам, которые показаны на рисунке. Каким правилам необходимо строго придерживаться в таких условиях?
Сорау №1: Рәсемдә күрсәтелгән юлга һәм андагы тамгаларга, хәрәкәт итүче транспортларга тулы характеристика бирегез. Мондый юлда нинди кагыйдәләргә аеруча игътибарлы булырга кирәк?
На рисунке мы видим дорогу с двусто- ронним движением, которая имеет 4 полосы сы для движения, разделенные горизон- тальной разметкой. На таких дорогах запрещается выезжать на встречную полосу. Она разделена дву- мя сплошными линиями. Знак ограничивает скорость движения На левой полосе до 50 км. Здесь нельзя ехать со скоростью, меньше 50 км. Это полоса используется для скоростных автомашин и для обгона, объезда, разворота, поворота налево. Транспортные средства, со скоростью меньше 50 км должны ехать по правой полосе.
Вопрос №2: Дать полную характеристику перекреску, дорожным знакам, движущимся транспортам, которые показаны на рисунке. Какие правила необходимо строго выполнять в таких условиях?
Сорау №2: Рәсемдә күрсәтелгән чатка һәм андагы тамгаларга, хәрәкәт итүче транспортларга тулы характеристика бирегез. Мондый чатта нинди кагыйдәләргә аеруча игътибарлы булырга кирәк?
На рисунке видим перекресток. На- ша машина въезжает на перекресток по правой полосе движения, намеревая повернуть направо. Ехать прямо и повер- нуть налево здесь нельзя. Это указывает предписывающий знак А другой знак указывает, что после поворота правая полоса предназначена для маршрутных транспортных средств. Нельзя ехать по этой полосе, поэтому мы должны повернуть по маршруту только Б. Мы должны повернуть направо ближе к правому краю проезжей части, поэтому нельзя повернуть по А. Легковая машина которая едет прямо должна ехать по левой полосе, она не нарушает правила. Но она должна уступать дорогу нам.
Вопрос №3: В каком порядке должны двигаться транспортные средства на этом перекрестке? Как могут двигаться здесь пешеходы? Дайте пояснения дорожным знакам, указанным на рисунке.
Сорау №3: Бу урам чатында күрсәтелгән транспортлар нинди тәртиптә хәрәкәт итәргә тиеш? Бу чатта җәяүлеләр ничек хәрәкәт итәргә мөмкин? Биредә күрсәтелгән юл тамгаларына аңлатма бирегез.
Здесь мы видим Т образный перекрес- ток. На перекрестке 3 светофора, один из них с дополнительной секцией.Мы едем по дороге с двумя полосами для движения, а впереди дорога с четырь- мя полосами. Светофор нам запрещает движение прямо, разрешает поворот направо. Но при этом надо уступить дорогу автобусу. При движении в направлении стрелки, одновременно с красным сигналом светофора, мы обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Пешеходы должны переходить дорогу по сигналу светофора, при поворотах мы обязаны им уступить.
Вопрос №4: Дайте пояснение данной дороге. Как могут двигаться транспортные средства и пешеходы на данном участке дороги?
Сорау №4: Рәсемдә күрсәтелгән юлга аңлатма бирегез. Монда транспортлар һәм җәяүлеләр ничек хәрәкәт итәргә тиеш?
На рисунке мы видим дорогу с разде- лительной полосой , где 4 полосы дви- жения . Разделительная полоса- это конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проез- жие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов ( п. 1.2 ). На рисунке пешеходы стоят на этой полосе. Машина № 2 едет по правой полосе, мы на машине №1 по левой полосе, придерживаясь сигналам светофора. Пешеходы должны переходить улицу по пешеходной дорожке по сигналу светофора.
Вопрос №5: Разъсните силы, указанные на рисунке. Какое значение имеют эти силы при движении?
Сорау №5: Рәсемдә күрсәтелгән көчләрне аңлатып бирегез. Бу көчләр нинди әһәмияткә ия?
На рисунке транспортное средство дви- жется по наклонной плоскости при этом наклон перпендикулярен направлению движения. Если совпали бы направле- ние наклона и направления движения увеличилась бы скорость движения, если противоположно-уменьшилась. Здесь сумма всех сил, действующих на ТС определяет ТС может ли ехать по такому наклону. Огромную роль играет центр тяжести А Он расположен по высоте h, чем ниже тем чучше, гравитационная сила G направляется перпендикулярно вниз. И здесь проекция этой силы на плоскость движения показывает скатывающую (в данном случае опрокидывающую) силу Рск. Сила Рск увеличивается при увеличении массы и градуса наклона. Поэтому груженому автомобилю опасно ездить по наклону. Характерную роль играет и сила трения колес Р тр. Если она маленькая, то машина скользит по наклону.Силы F 1 и F 2 показывают давление на правые и левые колеса. F 1 < F 2 . Это связано с градусом наклона. Будто масса пермещается на правые колеса. Если Р тр и G большая и центр тяжести выше машина опрокидывается, М оп. Такое явление часто наблюдается и на поворотах при большой скорости. Водители все это должны учитывать и уменшить скорость при данных остоятельствах.
Вопрос №6: Анализируйте права и действия водителей транспорта, показанных на рисунке. Какие права имеет мотоциклист?
Сорау №6: Биредә күрсәтелгән транспорт йөртүчеләрнең хокукларын һәм гамәлләрен анализлагыз. Мотоцикл йөртүчеләр нинди хокукларга ия?
Здесь мы видим участок дороги с многополосным движением. Тут три полосы в одном направ- лении. Водителям надо быть внимательными при перестро- ении с одной полосы на другую. На каждой полосе надо ехать по одному ряду. При этом мо- тоциклам, с учетом их габаритов , не запрещено движение по по- лосе в два ряда. При перстрое- нии с правой полосы на левую мы обязаны уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения по левой полосе. При одновременном перестроении преимущество остается за нами.( п 8.4).
Вопрос №7: Дайте разъяснение к данной ситуации. Дайте разъяснение дороге и дорожным разметкам
Сорау №7: Биредә күрсәтелгән ситуациягә аңлатма бирегез. Юлга һәм юлдагы тамга-сызыкларга аңлатма бирегез
На рисунке вид дороги из кабины автомобиля. Водитель правильно держит руль. На дороге две полосы движения, разделена сплошной разметкой. Здесь нам нельзя обго- нять красный автомобиль. Сзади едут две машины : синяя сзади и желтая справа. При перестроении им надо обратить внимание. на обстановку...... (ответ не полный!)
Вопрос №8: Расскажите о деятельности службы ГИБДД Балтасинского района. Кто и какую службу выполняет из этих работников?.
Сорау №8: Балтач районында күрсәтелә торган ЮХИДИ хезмәтенә аңлатма бирегез. Анда кемнәр нинди хезмәтләр башкара? .
Служба ГИБДД регулирует, контролирует движение на дорогах. А также проводит техосмотры ТС и следит за их техническим состоянием. Сотрудники ГИБДД проводят беседы с населением по профилактике нарушений правил дорожного дви- жения, предотвращают дорожно- транспортные происшествия. Недавно у нас был начальник ГИБДД Балтасинского района Шафигуллин Фаргат Талгатович, провел очень интересную беседу с родителями. Техосмотр ТС средств у нас проводит Васил Вагизович, все водители тщательно готовят машины на техосмотр. Техническое состояние ТС может проверять любой сотрудник ГИБДД и участковый инспектор. По району проходят дороги республиканского и федерального назначения. Наши сотрудники делают огромную работу по регулированию движения на этих дорогах, при авариях выясняют причины, оказывают помощь. ГИБДД также контролирует перевозку грузов. Они могут остановить любой транспорт на своей территории. У нас граница с Кировской областью. Справа реки Шошмы стоят Кировские сотрудники, слева наши. Много аварий бывают из-за превышения скорости и сотрудники часто измеряют Радаром скорость автомобиля, и наказывают при превышении скорости. Проводят наши инспектора различные мероприятия, конкурсы, недели, декады. Подсолнух один из таких конкурсов, которого мы очень любим. Побольше было бы таких конкурсов, мероприятий, поменьше аварий на дорогах и протоколов, составленных при нарушениях. Соблюдая правила дорожного движения мы заботимся о здоровье всех участников движения. А здоровье – самое дорогое для человека!
Вопрос №9: Какую работу выполняет работник ГИБДД, показанный на рисунке. Чем он пользуется? Какое значение имеет такая служба?
Сорау №9: Биредә ЮХИДИ хезмәткәре нинди эш башкара? Нинди җайланмалардан файдалана? Мондый хезмәтнең нинди әһәмияте бар?
Сотрудник ГИБДД на данном рисунке измеряет скорость автомобиля радаром и снимает на видеокамеру участников дорожного движения. Надо соблюдать скорость для безопасности участников, много аварий происходят из-за превышения скорости. А видеонаблюдение широко используется в контролировании дорожного движения . Есть в Казани, установленные видеокамеры, есть передвижные, которые в любое время суток засекают нарушения, снимают их и отправляют фотографии по назначению.
Вопрос №10: Каких видов ремней безопасности для детей и взрослых знаете? Какое значение имеет пользование такими ремнями?
Сорау №10: Балалар һәм зурлар өчен куркынычсызлык каешларының нинди төрләрен беләсез. Бу каешларны куллануның әһәмияте нәрсәдә?
Ремни безопасности используются во всех машинах. Они охраняют пассажиров при резких торможениях, при авариях, во время столкновения и опрокидывании. Во время езды их обязательно надо застегивать. Особенно опасны передние сиденья, поэтому Нельзя детям до 12 лет нельзя садиться вперед. А детям младше 12 лет предусмотрено специальное сиденье и ремни. В школьных автобусах все сиденья должны быть оборудованы ремнями безопасности и обязательно должны их застегивать.
Вопрос №11: Дайте объяснение по рисунку. Опасно ли это? Что необходимо делать, чтобы не случилось такое?
Сорау №11: Бу рәсемгә аңлатма бирегез. Бу куркынычмы? Мондый хәл килеп чыкмасын өчен нишләргә кирәк?
На рисунке мы видим , как две девочки на резиновой надувной лодке (может на надувном матраце!) отплыли от берега. На лодке (на матраце тем ьолее) нельзя плыть далеко от берега, надо сохранять равновесие, нельзя стоять на ногах. Девочки не соблюдали эти правила. Она из них встала и потеряла равновесие и падает в воду. Другая тоже кое- как держится на край лодки. Им надо спокойно держаться на края лодки с противоположных сторон и медленно взобраться в лодку.
Вопрос №12: Что хотел объяснить художник через этот рисунок?
Сорау №12: Художник бу рәсем аша нәрсәләр аңлатырга тели?
В горных местностях часто происходят удары молнии. На ри- сунке художник нарисовал как сделать молниеотвод палатке.Удар молнии очень опасно человеку. Во время грозы надо находиться подальше от одиноких деревьев, нельзя находиться в воде, нельзя стоять в открытой местности . Если гроза настигла в открытой местности надо ложиться на землю. Безопасный вариант установки палатки. Установите палатку на расстоянии не менее 2 метров от ствола дерева и его веток, дополнительно закрепите палатку, накройте её водонепроницаемой пленкой, металлические предметы разместите на расстоянии не менее10-15 метров от палатки. Плотно закройте все отверстия, в том числе вход, наденьте сухую одежду и лягте. В грозоопасной местности конек палатки можно вплести медную ленту и заземлить её с помощью вбитого в землю металлического стержня.
Вопрос №13: Отчего может случиться такое? Какие правила необходимо выполнять при таких ситуациях?
Сорау №13: Бу очрак нилектән килеп чыккан булырга мөмкин? Мондый хәл килеп чыкканда нинди кагыйдәләрне үтәргә кирәк?
Здесь наблюдаем сильный взрыв автомашин. Он может произойти при столкновении машин, или столкновение с машиной, перевозя- щей ГСМ. В таких машинах бывают специальные знаки. При утечке газа может взорваться газовый баллон. При пожаре в машине сообщить водителю о пожаре. После остановки машины без пани- ки и давки покиньте салон и отой- дите на безопасное расстояние. В случае заклинивания дверей покиньте салон через специальные люки, оконные проёмы, прогоны. Окажите помощь детям, старикам, пострадавшим, транспортируйте их безопасную зону. Постарайтесь погасить огонь, вызвать пожарных и спасателей. Не допускайте распространения огня на близлежащие объекты.
Вопрос №14: Какие опасности могут быть для детей на рынках? Как защищаться от таких опасностей?
Сорау №14: Балалар өчен базарда нинди куркыныч хәлләр булырга мөмкин? Алардан ничек сакланырга?
Рынок – любимое место « работы » воров-карманников. 66 % карманных краж происходят на рынках. Чтобы избегать кражи, воровства надо: -не оставлять ценные вещи без присмотра - не доставать деньги при людях и хвастаться деньгами - девушкам нести сумку с деньгами перед собой - не носить деньги в заднем кармане брюк - быть внимательным, если толкают в толпе - избегать рукопожатия с незнакомыми. Будьте внимательны.
Вопрос №15: Что можете сказать о вреде наркомании? Какие мероприятия проводится в республике и в стране целом против наркомании?
Сорау №15: Наркоманиянең зыяны турында нәрсәләр әйтә аласыз? Бу афәтне киметү буенча ил күләмендә һәм республикада нинди чаралар үткәрелә?
Наркомания- это : -высокая смертность - психозы, слабодушие, распад личности, неспособность к работе, к учебе -преступность; - глубокая болезнь, резкое ограничение свободы, снижение перспектив и возможностей, опустошение и деградация личности; -вырождение и вымирание. Жизнь наркомана – это сплошной кошмар, а 35 лет – это закат жизни. Чрезвычайную опасность употребление наркотиков представляет для школьников . молодой организм очень быстро пропадает в наркотическую зависимость, развивается патологическое, болезненное влечение к наркотикам. В худшую сторону изменяется характер, подрывается здоровье, слабеет и пропадает воля. Наркоманом может стать двоечник и дебошир, круглый отличник и тихоня. Через года употребления наркотиков подростки превращаются в дебилов. По всей стране идет борьба с наркоманией, ведутся профилактические работы. Бесплатно лечат наркозависимых, проводятся тестирования на наркотиков, ужесточены наказания за преступления, связанные с наркотиками. Весь мир борется с наркоманией, но не удается победить, потому что там крутятся большие деньги. Кто-то наживает на чужом горе. Надо подальше держаться от наркотиков.
Используются технологии uCoz